1. Принимаясь за работу над документальным фильмом, автор должен ответить на пять вопросов:
Какова тема и идея моего сюжета? Кто мой герой? Какой образ героя я хочу создать?
В каком жанре я хочу работать? Какой тип драматургии я буду использовать?
2. Важно, чтобы автор документального кино видел событие не снаружи, а изнутри. Если автор становится участником события, у зрителя к нему возникает гораздо больше доверия.
3. Из одного и того же набора «ингредиентов» можно сделать самое разное кино. Отличие будет в точке зрения, в ракурсе, в том, как автор соединит и представит события. Очень важна последовательность этих элементов: именно она помогает создать нужный образ и заставить аудиторию о чём-то задуматься.
4. Смысл того, что ты делаешь, обязательно должен выходить за рамки конкретного события на экране. Одной констатации факта или явления недостаточно.
5. Сценарий документального фильма нельзя полностью написать заранее, потому что нельзя предвидеть всё, что будет происходить. Но ты должен мысленно спланировать свою работу. Если хотя бы восемьдесят процентов из того, что планировалось, удалось сделать, это уже очень хорошо.
6. В документалистике не надо пользоваться средствами игрового кино. Ты имеешь дело с реальной жизнью, и не надо пытаться её улучшить.
Я не заставляю человека делать перед камерой то, что ему несвойственно. Для меня важно, чтобы он жил своей обычной жизнью. Иногда даже молчание героя наполнено смыслом.
7. Никогда не нужно выключать камеру, даже если вам кажется, что пора её выключить. Самое важное может произойти в последний момент, и вы должны это зафиксировать.
8. Есть много учебников и пособий по документальному кино, но нет никакой единой универсальной рецептуры, диктующей, как работать в этой сфере. Нельзя поэта научить быть поэтом. Но я очень рекомендую всем прочесть книги Герца Франка «Оглянись у порога» и «Карта Птолемея».